Одним из прогрессивных направлений в организации продажи товаров, основанном на использовании современной техники, является продажа через автоматы.
Торговыми автоматами называют устройства, которые автоматически, без продавца выдают покупателю товар в обмен на опускаемые монеты, т. е. автомат выполняет операции торгового процесса, связанные в продажей товара. Автомат нуждается лишь в предварительной наладке и загрузке товаром, а также периодическом контроле за его работой.
Через автоматы можно продавать отдельные группы промышленных товаров, различные продукты питания: хлебобулочные изделия, бакалейные и кондитерские товары, гастрономию, молочные товары, консервы, бульоны, бутерброды, соки, пиво, сухое вино и др.
Наряду с продажей товара некоторые автоматы выполняют технологические функции по приготовлению, тепловой обработке продуктов.
Особенно широкое распространение получили автоматы для продажи газированной воды, соков, растительного масла, пива, папирос. Через автоматы целесообразно продавать товары, имеющие массовый, устойчивый спрос.
Основное назначение автоматов -это расширение торговой сети по продаже товаров массового потребления, приближение их к покупателю, организация круглосуточной торговли товарами первой необходимости.
Развитие торговли через автоматы является важнейшим условием дальнейшего повышения труда и культуры торговли. Эффективность торговли через автоматы во многом зависит от правильной ее организации, в том числе и от места установки автомата. Автоматы могут быть установлены в местах работы, отдыха населения. Целесообразно размещать автоматы на вокзалах, в аэропортах, на промышленных предприятиях с кругло
суточным, непрерывным процессом производства. Автоматы удобны для покупателя. Установленные вне помещений или встроенные в проемы и ниши домов, автоматы создают возможность приобретать товары в любое время суток. Применение в автоматах дозаторов, обеспечивающих высокую точность от - мера отпускаемого продукта, продажа заранее расфасованных продуктов гарантируют покупателю точный вес приобретаемого товара. Существенным преимуществом торговых автоматов является создание оптимальных условий хранения продуктов и санитарно - гигиенических условий их продажи.
Практика показывает, что наиболее рационально продавать через автоматы товары повседневного спроса с невысокой стоимостью единицы товара.
В настоящее время отечественная промышленность освоила новые типы торговых автоматов различного назначения: для продажи скоропортящихся штучных товаров, мороженого, хлебобулочных изделий, штучных товаров произвольной формы как продовольственных, так и промышленных и др.
Торговые автоматы классифицируют по различным принципам: виду выполняемых операций, физическому состоянию отпускаемого товара, конструкции, способу установки.
По виду выполняемых операций различают автоматы для приготовления и продажи товаров и для продажи готовых товаров. Автоматы первой группы выполняют технологические функции по приготовлению и тепловой обработке продуктов.
Так, в автомате для продажи газированной воды предварительно осуществляется насыщение ее углекислым газом, а затем отпуск покупателю. В автомате для продажи кофе - нагрев воды и в процессе выдачи - растворение компонентов. Автоматы второй группы отпускают товары без изменения их товарного вида. Это автоматы для продажи мороженого, конфет, штучных товаров, соков и др.
В зависимости от физического состояния отпускаемого товара различают автоматы для продажи штучных товаров, автоматы для продажи жидких товаров, автоматы для продажи сыпучих товаров. Штучные товары могут быть твердые -в упаковке и без упаковки, сыпучие, вязкие, жидкие -в упаковке.
В зависимости от конструкции различают автоматы одно - товарные и многотоварные, а в зависимости от способа установки -автоматы для индивидуальной установки и автоматы для групповой установки.
В основу принятой в настоящее время классификации торговых автоматов положено физическое состояние продаваемого товара. Согласно этой классификации автоматы разделяются на два класса: автоматы дозирующие для продажи жидких товаров и автоматы для продажи штучных товаров. Классы включают группы. В основу деления на группы для автоматов 1 - го класса положено наличие или отсутствие технологических функций приготовления товара. Так, в автоматах для приготовления и продажи газированной воды, кофе, какао происходит предварительное приготовление напитка, а затем его выдача покупателю (1 - я группа). В автомате для продажи растительного масла осуществляется только отпуск товара (2 - я группа).
В основу группового деления 2 - го класса положены два принципа: универсальность конструкции и обеспечение определенного температурного режима. Так, автоматы, предназначенные для продажи широкого ассортимента различных товаров, являются универсальными, предназначенные для одной группы однотипных товаров -специализированными.
В зависимости от требуемых условий хранения и выдачи товаров автоматы для продажи штучных товаров могут быть с охлаждением, без охлаждения, с подогревом. Так, для продажи скоропортящихся товаров в упаковке требуется пониженная температура хранения, для обеспечения которой автоматы оснащаются холодильными установками.
В автоматах для продажи некоторых товаров (первые и вторые консервированные блюда, сосиски и т. п.), предназначенных к употреблению сразу после выдачи покупателю, предусматривается их предварительный подогрев.
Автоматы в зависимости от условий эксплуатации разделяются на подгруппы: для индивидуальной установки -подгруппа Аи для групповой -подгруппа Б. Автоматы подгруппы А в основном рассчитаны на пристенное размещение, и обслуживание их ведется с лицевой стороны. Автоматы подгруппы Б устанавливают с отступом от стен для обеспечения их обслуживания и санитарной обработки с тыльной стороны.
Каждому автомату присваивается определенный индекс, состоящий из буквенного шифра AT -автомат торговый, за которым следует номер: первая цифра означает номер группы, последующие две - нумерацию в пределах группы. Автоматы, предназначенные для индивидуальной установки, имеют цифры от 00 до 49, а для групповой - от 50 до 99. Например, автомат для продажи мороженого имеет индекс АТ - 702Б, что означает: AT - автомат торговый, 7 -номер группы, 02 - номер в пределах группы, указывающий, что автомат предназначен для индивидуальной установки, Б -очередная модификация автомата. Соответствующая классификация имеется и на ряд узлов автомата - монетные механизмы, холодильные агрегаты.
ещё:
Автоматы для продажи штучных товаров
Автоматы дозирующие для продажи жидких товаров
Прогрессивные методы продажи товаров
по теме:
UP |