Предпринимателям на заметку – управление издержками торгового предприятия
В настоящее время (в принципе, как и ранее) довести товар от производственного объекта до потребителя невозможно без определенных затрат. В данном случае речь идет о затратах, которые связаны с транспортировкой, оплатой труда, содержанием торговых и прочих объектов, амортизацией, хранением продукции, погашением кредита, страховыми выплатами и так далее.
По своей экономической природе это затраты на практическое осуществление деятельности торгового объекта (в нашем случае – розничного), ради которой оно было создано.
В настоящее время относительно состава затрат и учета издержек обращения для торговых объектов предложена единая структура классификации статей издержек обращения. Отметим, что на постсоветском пространстве в отдельных государствах имеются свои отличия данной структуры.
Если внимательно вчитываться в содержание данной классификации, то можно обнаружить сходство с расходной частью семейного бюджета: квартплата и коммунальные услуги, мобильный телефон и транспортные расходы, закупка продуктов питания и одежды, бытовые услуги и прочие непредвиденные расходы.
Проведя такую параллель, нам проще разобраться со сложными экономическими расчетами в управлении розничным торговым предприятием.
Как известно, получить информацию о расходах розничного предприятия можно, используя одно из двух направлений:
- количественное, позволяющее определить величину расходов в денежном выражении;
- качественное, которое позволяет отразить особенности характера затрат, в том числе их систематизации, классификации и так далее.
Для подготовки информации по принятию управленческих решений затраты классифицируются как:
- переменные, постоянные, условно-переменные, условно- постоянные;
- релевантные и нерелевантные;
- альтернативные и вмененные;
- затраты прошлых периодов;
- приростные и маржинальные;
- контролируемые и неконтролируемые.
Как же обстоят дела в розничных торговых предприятиях с управлением затратами? Если честно сказать, затраты рассматриваются лишь в целом – без разбивки по классификационным группам, Это объясняется тем, что в маленьких магазинах как в столице, так и в регионах нет ни специалистов такого уровня, ни компьютерной программы управленческого учета. Ошибка заключается в том, что годами установленный метод разбивки издержек на сумму товара был самым оптимальным при ручном методе ведения учета. Психология специалистов, работающих в маленьких розничных торговых предприятиях, осталась прежней. Особенно в регионах, где техническое оснащение компьютерной техникой недостаточное («квоты по ассортименту нам доведут, наценку установят, количество товара закажем»).
На вопрос: «Каким ассортиментом торговать рентабельно для собственного магазина и почему?» навряд ли кто-то из специалистов экономического отдела может дать аргументированный ответ.
Розничные торговые предприятия, представляющие на рынке продовольственную группу товаров, могут просчитать покрытие издержек своего магазина за определенный период в основном лишь по группам товаров (например, бакалейная, молочная, мясная и т. д.). Причем особенность заключается в том, что именно сумма наценки на группу товаров первой необходимости регламентирована намного ниже, чем 30 % с учетом оптового звена (например, группа «мясо, мясные изделия и полуфабрикаты» – наценка от 22 до 28 %). А главное, информация по издержкам запаздывает на месяц, так как формируются издержки на дату составления налоговых регистров.
Поэтому, чтобы выжить в конкурентной борьбе, розничным торговым предприятиям необходимо оперативно принимать такие управленческие решения, где наряду с внешней информацией о спросе и предложении, нужно использовать внутреннюю информацию об изменении издержек как основополагающую.
Следует отметить, что учет издержек в розничных торговых предприятиях, независимо от форм собственности, ведется в трех направлениях:
1) бухгалтерском;
2) финансовом (статистическая отчетность);
3) налоговом.
Указанные направления базируются на данных первичных документов хозяйственных операций, зарегистрированных в бухгалтерском учете, т. е. фактически свершившихся. Для оперативного управления розничным предприятием этого недостаточно.
Сегодня при росте магазинов-конкурентов названная проблема становится самой актуальной. Анализ затратных статей, с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие управленческих решений, даст возможность сформировать такую маркетинговую стратегию розничного магазина, которая сохранит его на рынке при жесткой конкуренции.
Решением данной проблемы может стать ведение на предприятиях розничной торговли управленческого учета.
Сущность управленческого учета заключается в том, чтобы построить систему информационной поддержки внутри предприятия на основании финансовой и нефинансовой информации с целью оперативного планирования, контроля и принятия решений.
На основании сравнения финансового, а также управленческого учета можно уверенно говорить, что для менеджеров розничного торгового объекта управленческий учет более мобилен как во времени, так и в прогнозных показателях.
Так как розничная торговля представляет собой товаропроводящую сеть, то она, оказывая услугу покупателю, т. е. продавая ему товар, одновременно оказывает услугу промышленным предприятиям, представляя их продукцию на рынке покупательского спроса.
Все издержки торгово-розничного предприятия условно делят на прямые и косвенные, также называемые переменными и постоянными.
Изменение переменных затрат идет пропорционально динамики такого показателя, как объем продаж (производство продукции). На эти затраты также оказывают влияние изменения проводимых работ, оказываемых услуг.
Пример
Лето. Сезон продажи овощей и фруктов с лотков. Количество объемов продаж ведет к увеличению рабочих мест продавцов.
Постоянные затраты не зависят от объема продаваемой продукции, остаются постоянными в течение определенного времени и с учетом их экономической природы они необходимы для создания условий под конкретную деятельность.
Пример
Сезонное увеличение продаж овощей и фруктов не повлечет роста постоянных затрат, а именно: оплаты арендных платежей, начисления амортизации стационарного оборудования в магазине, содержания зданий и помещений, зарплаты управленческого персонала.
Для упрощения сбора данных в управленческом учете предприятия возможно введение дополнительных регистров, а их содержание будет зависеть от поставленной задачи управления. В международной практике такое совершенствование работы бухгалтерии отвечает критерию релевантности при оценке учетной информации.
Релевантные затраты имеют важное значение для принятия решения, так как они носят существенный характер.
Релевантность является основным показателем, требующим, чтобы информация была связана с действиями, предусматривающими получение желаемых результатов.
Для выбора оптимальных затрат на основе коммерческой калькуляции необходимо проанализировать существующие постоянные затраты на розничном предприятии и сопоставить их с альтернативными услугами сторонних организаций.
Если постоянные затраты будут гораздо выше, то стоит принять управленческое решение о замене их на переменные, т.е. на услуги сторонних организаций, чтобы тем самым сократить денежные расходы и использовать высвободившиеся ресурсы в других приоритетных направлениях деятельности розничного предприятия.
Классификация затрат на альтернативные и вмененные характеризует возможности, которые потеряны либо которыми жертвуют, выбирая один вариант из нескольких. Альтернативные издержки не учитываются системой бухгалтерского учета. Они имеют место только в условиях ограниченности ресурса, но также влияют на принятие управленческих решений.
Пример
Для содержания складских запасов предприятие использует заемный капитал, стоимость которого представляет собой проценты по кредиту. Эти затраты, учитываемые в процессе решения вопросов относительно цены, являются явными (предотвратимыми) и отражаются в бухгалтерском учете. Однако анализ существующих проблем не изменится даже в том случае, когда затраты на хранение товаров на складе финансировались за счет собственных средств. Несмотря на то, что собственный капитал не создает процент расходов в бухгалтерском учете, он имеет альтернативные варианты использования – инвестиции в рентабельные проекты или вложение в ценные бумаги. Доходы, которые могли быть получены в лучшем из вариантов, представляют собой вмененные издержки использования собственных средств. Они должны быть учтены при принятии решений о ценах точно так же, как и выплачиваемые проценты по использованию заемного капитала.
Необратимые затраты – были уже понесены, их нельзя изменить ни настоящим, ни будущим решением.
Пример
Введение новых кассовых терминалов в розничном магазине привело к списанию еще не самортизированных ранее кассовых аппаратов. Придется списать остаточную стоимость, независимо от того, какое возможное альтернативное будущее действие может быть выбрано: сдача в металлолом или продажа.
Эти затраты нельзя изменить ни настоящим, ни будущим решением, поэтому они рассматриваются как необратимые.
При необходимости обосновать расширение действующего торгового бизнеса используют понятие «приростные и маржинальные затраты».
Приростные затраты связаны с увеличением продажи группы товаров, другими словами, это дополнительные затраты.
Рассматривая классификацию контролируемых и неконтролируемых затрат, следует отметить, что они подразделяются на предотвратимые и непредотвратимые.
Предотвратимые – это будущие затраты, которые еще не были осуществлены и от них можно отказаться без потерь. К ним можно отнести инвестиции в рекламу будущих новинок.
Непредотвратимые – это затраты, которые предприятие вынуждено нести при любом варианте коммерческой политики. Это затраты на аренду помещения, затраты на ранее проведенные маркетинговые исследования, которые не принесли результатов. Однако и данные затраты необходимо анализировать как безвозвратные, частично возвратные и полностью возвратные.
Условно-переменные затраты связаны с:
- расходами, ассоциированными с содержанием оборудования, зданий, сооружений;
- износом посуды, инвентаря;
- расходами, которые были направлены на рекламную компанию;
- расходами, которые связаны с тарой;
- расходами на содержание транспорта;
- страховыми платежами;
- расходами на оплату труда;
- налогами, отнесенными на зарплату;
- налогами и отчислениями, на которые не влияют размеры товарооборота.
Условно-постоянные затраты связаны с:
- транспортировкой;
- процентами краткосрочных ссуд;
- хранением, доработкой, сортировкой, а также упаковкой товаров;
- потерями продукции в процессе переработки, хранения, при реализации;
- страхованием имущества;
- дополнительной оплатой труда;
- налогообложением переменной части фонда заработной платы;
- налогами, отчислениями, рассчитываемыми в процентах относительно товарооборота.
Данная классификация – самая важная в рыночной экономике, так как на основании информации о динамике затрат при изменении объема продаж (производства) руководство розничного предприятия может принимать решения по ряду очень важных вопросов, связанных с его жизнедеятельностью:
- как оценить конкурентоспособность своего магазина;
- как выбрать рентабельные товары;
- до какого предела можно применять торговые скидки в соответствии с платежеспособным спросом покупателей.
От: Кас С.С.,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы: