К великому сожалению, потребители в настоящее время еще не могут, а порой и не желают самостоятельно отстаивать законные свои права.
В некоторых случаях мы просто не осознаем, что мы имеем потребительские права, обосновывается это тем, что в большинстве случаев, в нашем понимании права имеют место только при совершении покупок в магазине. В реальности же потребительские права фактически совпадают с самыми разнообразными нашими потребностями и интересами. Сюда можно отнести услуги Интернета, мобильную связь, отдых, учебу, транспорт, банковские услуги, обслуживание жилья и прочее. К великому сожалению, потребительские права повсеместно нарушаются. Это происходит вследствие предпринимательской некомпетентности, преднамеренного обмана или даже с преступными умыслами. В частности, к нарушениям потребительских интересов можно отнести постоянное увеличение цен на продукты, транспорт, лекарства и бытовые товары. Стоит отметить, что в настоящее время стоимость товара или услуги формируется в своей основе бизнес аппетитом. Потребитель фактически не защищен и это несмотря на то, что именно он, обычный покупатель и является основой экономики.
Внушительное давление на потребительские интересы влекут за собой возникновение угрозы, способной нарушить ход процессов экономики. Такое давление особо стало ощутимо в период кризиса. Исходя из этого, государство решило предпринять некоторые действия, связанные с усилением защиты потребителей, чему посвящено было совещание президиума Госсовета РФ, которое состоялось в Саранске, 16 января текущего года. На основании его итогов председатель правительства и российский президент дали определенные поручения.
Общественный контроль, являет собой основу движения потребителей.
На Конгрессе российских потребителей обсуждались вопросы общественного контроля, чему была отведена отдельная секция. Дмитрий Медведев в Саранске на совещании президиума Госсовета говорил относительно общественного контроля и в то же время о том, что потребительская защита ни в коей мере не является войной с предпринимателями. С точки зрения руководителя государства, имеется необходимость с большей активностью подойти к развитию института осуществления публичного контроля над потребительскими правами. Данное направление является принципиальным для организаций, занимающихся защитой потребителей - необходимо расширить общественный контроль, преодолевая возникающие сложности. В частности, известна проблема псевдообщественных организаций потребителей, которые на основании предпринимательской безграмотности, вымогают у бизнесменов финансы. Большое число деловых людей, не имея желания противостоять вымогателям, элементарно откупаются от сфабрикованных претензий, тем самым поощряя беззаконие. Общественному контролю, также как и всему потребительскому движению, явно недостает массовости. На этом основании, на Конгрессе было принято решение относительно призыва добровольцев, которые будут принимать участие в общественном контроле. Теперь все желающие могут зарегистрироваться на ресурсе Альянса защиты потребительских прав и принимать непосредственное участие в борьбе за потребительские права.
Достойный рейтинг Москвы
На конгрессе представлялся рейтинг по отношению субъектов РФ касательно уровня защищенности потребителей. Этот рейтинг является вторым, который был подготовлен российским Объединением потребителей по итогам периода 2010-2011 года и основывается на характеристиках, складывающихся в определенном регионе по совокупности параметров функционирования по потребительской защите органами государственными власти, общественных организаций и местного самоуправления. Стоит отметить, что Москва обладает достаточно хорошими показателями и в самом рейтинге стоит на высоком шестом месте. Естественно, столичное положение в рейтинге отражает результаты новоявленной потребительской политики, которая проводится властями города в области услуг и торговли. Целью потребительской новой политики, как заявлено было Сергеем Собянинын, мэром столицы, является достижение цивилизованности и наведение порядка в торговой области, её комфортность и доступность для горожан, а кроме того, удержание показателей цен на определенные виды товаров.