фото: blogs.wsj.com
О корейских автомобилях еще совсем недавно отзывались довольно презрительно. Однако неожиданно мнения о «плохих иномарках» изменились. В чем же секрет успеха корейского автопрома?
Начинать расследование лучше с мини-экскурса в историю. После Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии наметился резкий экономический подъем, не прекращающийся до сих пор. Япония уже давно стала мировым технологическим лидером, ближайшие соседи, оценив ее успехи, ринулись подражать. При этом мировой производственный центр из Европы уже переместился в Юго-Восточную Азию. Хотя бы потому, что рабочая сила в этом регионе в разы дешевле. Локомотивом роста изначально была Япония, обеспечившая технологический прорыв. Понятно, что на маленьких островах разместить все производства, поднимающие экономику «страны восходящего солнца» невозможно, поэтому компании Хонда, Тойота, Сони и другие лидеры мировой индустрии начали выпускать свою продукцию в соседних странах. Первые сборочные производства строились в Южной Корее еще в конце 1970-х. В результате полуостров получили в распоряжение бесценные технологии. Ведь тогда защита интеллектуальной собственности не была поставлена на такой уровень, как сейчас. К тому же лицензия на сборку автомобиля подразумевает фактическую передачу всех чертежей и схем, то есть идеи. Остальное южнокорейские инженеры додумывали сами.
Прорыв на Запад
Настоящий южнокорейский прорыв начался в первой половине 1990-х. Тогда на рынке появился бестселлер: Хендай Соната – удобный, комфортный седан бизнес-класса. Стоил он значительно дешевле японских и, тем более, немецких конкурентов, но и уровень сборки нельзя было назвать очень высоким. Тем не менее, по соотношению цена/качество Соната все же выиграла битву за сердца и кошельки потребителей. Ведь наличие дешевых запчастей для недорогого комфортного седана делают его вполне конкурентноспособным по сравнению с более качественными, но и дорогими аналогами. А западные потребители, как известно, практичны и деньги считать умеют. Возможно, именно поэтому в той же Германии японские и корейские автомобили признаются более популярными, чем, например, родной БМВ – роскошный, престижный и быстрый, но неадекватно дорогой автомобиль.
Ничего лишнего
Проектируя автомобили, корейцы всегда придерживаются принципа «ничего лишнего». Именно поэтому они не такие дорогие, но при этом по набору опций вроде гидроусилителя руля, электростекол или же электронных систем контроля за торможением в экстремальных условиях, не уступают более именитым конкурентам. Кузов корейского автомобиля не так прочен и стоек к коррозии, как японского или немецкого. Тем не менее, без особых хлопот лет 10 он продержится даже в российских условиях. Корейские двигатели не способны на такие чудеса, как 600-700 тыс. км пробега без капитального ремонта. Однако же свои 200-300 тыс. при нормальной эксплуатации они проходят. Конечно же, Хендай, Киа, Ссан Енг или же Дэу – автомобили не для эстетов. В них нет точной управляемости, плавно глотающей любые кочки подвески, чудес дизайна. Зато есть дешевизна обслуживания, усредненное качество сборки, достойный комфорт, отличный набор опций.
Любимый рынок
Российский рынок для корейских производителей крайне популярен потому, что именно мы – главные потребители автомобилей в ценовой категории от 10 до 16 тыс. долларов. В связи с этим и было принято решение производить на мощностях таганрогского автомобильного завода Хендай Акцент. Киа Спортаж, собирающийся в Калининградской области, – джип за 20 тыс. долл., да еще и рамный, с постоянным полным приводом и понижающей передачей, не имеет конкурентов в своей ценовой категории (за исключением Шевроле-Нива). За 30-35 тыс. долл. (именно столько стоит самая свежая версия Хендай Соната) россияне предпочтут либо японского конкурента, либо подержанный немецкий автомобиль того же класса, либо (чаще всего) машину классом ниже.
СПРАВКА
Истинно народные
Корейские автопроизводители уже многие месяцы прочно держат первые строчки рейтингов продаж. Хендай Акцент давно стал «народным автомобилем». В чуть более низкой ценовой категории уверенно держится Дэу «Нексия», производимая на заводе в Узбекистане. Лидируют корейцы и по продажам джипов – весьма популярны модели Хендай Санта Фе и Туссан, Киа Соренто.
Отпевание Сонаты
Хендай обновляет модельный ряд. Вслед за Эн Эф, которая постепенно приходит на смену популярной Сонате, южнокорейская корпорация планирует провести рестайлинг Элантры, бюджетного седана класса «С». В продаже новые автомобили, отличающиеся от предшественников, в первую очередь, спортивным дизайном, поступят в 2007 году. Корейцы обещают, что цена на эти авто будет не выше, чем на старую версию Элантры (от 14 до 20 тыс. долл. в зависимости от комплектации и объема двигателя)