Сегодня замысел о создании Соединенных Штатов Европы приобрел значительные перспективы для последующей реализации, несмотря на то, что еще несколько лет назад эта идея казалась слишком наивной.
Два возможных сценария развития еврозоны
В наше время вновь подтверждается особая историческая аксиома, по которой многочисленные страны, при наличии общего врага, объединяются в единое государство, более могущественное, чем раньше. В современной Европе разворачивается подобная ситуация. Но на этот раз угроза носит не военный или эпидемический, а финансовый. Мировой финансовый кризис может принести намного больше разрушений, чем пожар мировой войны.
Монетарные методы решения нависшей проблемы явно не принесут желаемых результатов. Можно бесконечно долго проводить многочисленные анализы программ по решению кризисной проблемы в таких странах как Португалия, Греция, Кипр, Ирландия и Испания, но, стоит признать, что все принятые противокризисные меры приносят только временное облегчение. Таким образом, вся политика европейских стран способна лишь отсрочить гибель европейской валюты. Глубокий системный кризис, который в настоящее время царит на европейском валютном рынке, можно сравнить с экономическим кризисом СССР в 80-х годах. Правильные решения, которые помогут восстановить экономику, таятся в глубоком реформировании всей европейской экономики, однако, нет никаких гарантий, что такой ход полностью избавит ЕС от последствий кризиса.
Для остановки кризиса необходимо тщательное проведение новых реформ в сочетании со всеми возможными краткосрочными мерами, которыми пользуются многие европейские страны. Основная цель такого реформирования - предотвратить глобальный дефолт европейских государств до того, как все принятые долгосрочные программы окажут нужный эффект.
В рамках краткосрочных программ, многие евробонды могут позволить многим странам с чрезвычайной экономической ситуацией воспользоваться правом занимать денежные средства на валютных рынках под назначенные процентные ставки. Но многие политические элиты после получения «легких денег», теряют бдительность и перестают организованно реагировать на новые изменения на мировом рынке. В дальнейшем эти страны вряд ли смогу провести необходимые экономические реформы. Таким образом, вся Европа через небольшой промежуток времени вернется к исходной точке кризиса. К тому времени, такие страны как Германия и Греция будут слишком сильно отягощены грузом обобщенных долгов всего сообщества. При таком раскладе, в дальнейшем, финансовую помощь никто не окажет.
В недалеком прошлом, Европейский Союз пережил не менее болезненный эпизод. Страны всего сообщества договорились о соблюдении финансовой дисциплины, опираясь на взаимное доверие и «честное слово». Пакт стабильности и общего экономического развития, основанный на этом договоре, был принят в 1997 году. От стран-участников требовалось только удержать дефицитный уровень бюджета не выше уровня трех процентов, а предел государственного долга не выше 60 процентов ВВП. В то время, это был единственный действенный механизм, который мог удержать на плаву все станы, находящиеся в зоне евро. Каждая из этих стран пользуясь одной валютой, могла проводить отдельную экономическую политику.
После составления соответствующего документа, сразу же начались массовые нарушения установленных порядков. Первыми это сделали сами авторы документа, затем все остальные. В конечном итоге, к началу 2008 года 20 европейских государств нарушили оговоренные условия.
Для крайних случаев, подобного этому, не было предусмотрено никаких санкций. От еврокомиссии исходили только многочисленные выговоры в адрес стран-нарушителей и проводились малоэффективные «процедуры устранения нарушений».
В 2002 году директор Еврокомиссии заявил, что принятый пакт является глупым и бесполезным документом, который ограничивает доступ европейских стран к кредитам. Таким образом, ограничениям подвергался и общий экономический рост, который питается государственными расходами, оплачиваемых заемными денежными средствами.
В случае с Грецией, долги после вступления этого государства в евро зону, долги продолжали накапливаться. Основной апофеоз набора многочисленных кредитов пришелся на период летней Олимпиады 2004 года. Общий бюджет олимпийских игр значительно превышал 10 миллиардов евро, без учета первостепенных затрат, предназначенных на возведение олимпийских объектов и обеспечение безопасности. Все потраченные денежные средства Греческое правительство даже не пыталось погасить, или хотя бы сократить. После этого, в 2010 году и наступил бюджетный крах, который стоило ожидать.
Итак, первопричина экономического кризиса в Европе заключается в следующем - многие европейские государства привыкли к экономическому росту, получаемому за счет заемных денежных средств. Так в Европе развивалась ситуация, напоминающая действия многих американских банков в период мирового кризиса 2008 года.
Следующая причина заключается в неумении адаптироваться к новым условиям глобализации. Руководствуясь принципами свободной торговли, вся Западная Европа стремилась как можно больше расширить объем выпускаемой продукции, которая выходила на международные рынки. Но оказалось, что популярные отрасли европейской промышленности не способны составлять достойную конкуренцию остальным производителям. Даже легендарные французские вина были быстро вытеснены с мировых рынков многими латиноамериканскими винными производители.
Третья причина - кризис социальных систем, который имеет тесные связи с европейской демографией. Огромные суммы, которые выплачивались в качестве пособия по безработице, вызывали у большинства европейцев желание не устраиваться на работу. Численность населения и продолжительность жизни постоянно растет, пенсий и пособий, с каждым годом, нужно выдавать все больше и больше, а налогоплательщиков становится все меньше и меньше. Такая нагрузка наносит серьезный удар и по карманам бизнесменов. В Европейских странах рабочая сила имеет самую высокую стоимость, что приводит к многочисленным переводам производств в страны Азии, СНГ и Латинскую Америку.
И наконец, четвертая причина европейского кризиса, которую довольно часто недооценивают - психологический фактор. Весь образ жизни, пропагандируемый рекламой, СМИ, кино и литературой внушает, что работа - это пустая трата времени, в жизни должно быть меньше работы, больше свободного времени. Так во многих странах Европейского Союза считается, что идеальная жизнь начинается после получения первой пенсии. Многие независимые эксперты проводили многочисленные социальные опросы, в результате чего выяснилось, что народ не стремиться работать, исходя из принципиальных соображений.
На данный момент Европейскому союзу необходим целый ряд экономических реформ: сокращения по социальным выплатам, повышение допустимого предела пенсионного возраста, полное перераспределение государственной собственности, экономия на государственном аппарате, развитие отдельных отраслей промышленности и повышение конкурентной способности Европейской промышленности на мировых рынках.
Не обязательно быть экспертом, чтобы понять, как сложно провести все вышеназванные нововведения.
Николя Саркози провел пенсионную реформу, чего не простили ему избиратели. Победитель последних выборов Франсуа Олланд, пообещал вернуть все утраченные средства за счет богачей, в результате - из Пятой республики стремительно нарастает бегство капитала.
В скором времени Олланд обратился с новой идеей введения евробондов к немецкому правительству, вследствие чего получил отказ.