Несмотря на то что контроль качества продуктов находится в ведении федеральных органов, московские власти уже несколько лет самостоятельно ведут борьбу с недобросовестными производителями. В городском правительстве считают: покупатель должен знать как можно больше о том, что попадает к нему на стол. Одной из последних инициатив в этой области стало подписанное мэром Москвы и сопредседателем партии «Единая Россия» Юрием Лужковым постановление «О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей в городе Москве». С конца лета 2007 г. для всех продуктов, не содержащих генномодифицированных организмов, введена добровольная маркировка. Проще говоря, производители должны информировать покупателя о естественном происхождении продукции.
Не секрет, что генетически модифицированные организмы (ГМО) активно используются при производстве продуктов питания. Их вред для здоровья, в принципе, не доказан. Но человек вправе знать, какой продукт он употребляет в пищу - чистый или выращенный при помощи генной инженерии. В ряде стран общественности удалось добиться запрета на продажу и распространение генетически модифицированных продуктов. В тех странах, где подобных запретов пока нет, а к ним относится и Россия, главной задачей стало заставить производителей говорить всю правду о своей продукции.
Из-за чего же, собственно, сыр-бор? Ученые потратили годы на работу с генами, которые будут работать во благо человечеству. Так появились модифицированные организмы. Их генетический аппарат изменен искусственным путем: в них встроили не свойственный ген, взятый от чужих организмов. Взяли, например, из рыбы и внедрили в клубнику. Делается это для того, чтобы ягоды можно было хранить при низкой температуре максимально длительное время. Кстати, речь идет как раз о той самой клубнике, которую каждый из нас видит на прилавках магазинов глубокой зимой. Вкусовые качества ягод-красавиц, к сожалению, оставляют желать лучшего. Однако торговцам с такой продукцией работать удобно.
Но на беду генетиков нашлись и те, кто утверждают, что ГМО спустя годы еще покажут себя не с лучшей стороны. Сегодня трансгенные продукты отказываются употреблять в пищу не только на их фактической родине - в США, но и в Европе. Генно-модифицированные организмы запрещены в Саудовской Аравии, Таиланде, Шри-Ланке, в некоторых штатах Бразилии и Австралии. От них отказываются в Китае, Индии, Канаде. Что же касается России, то наше население пока находится в информационном вакууме относительно потенциальной опасности ГМ-продуктов.
На прилавках российских магазинов красуются морозостойкая клубника и никогда не гниющие яблоки, пельмешки «с мясом молодого бычка», сделанные на основе растительного белка (то есть сои). Но об этом никто не спешит сообщить. Ни производитель, ни продавец. Колбасы, сосисочные изделия и прочая мясная продукция вообще редко маркируются должным образом. Исключение, пожалуй, составляют мясокомбинаты, лепящие на упаковки ярлычки с надписью «Без сои!».
Впрочем, случается и так, что данные о товаре, предоставляемые производителем на упаковке, расходятся с реальным положением вещей. И проблема приобретает все более актуальный характер. Поэтому правительство столицы и депутаты Мосгордумы из фракции «Единая Россия» решили взять вопросы продовольственной безопасности москвичей под особый контроль:
- Необходимо гарантировать право граждан на получение достоверной информации о применении ГМО при изготовлении продукции, - заявляет Юрий Лужков.
Московский мэр обещает выявлять производителей генно-модифицированной продукции и предупреждать о них горожан. Для экспертизы продуктов на содержание ГМО планируется закупить лабораторное оборудование. На эти цели из бюджета города уже выделено 50 млн рублей.