Внедрение самообслуживания в нашей стране при продаже как продовольственных, так и промышленных товаров и расширение в связи с этим строительства крупных продовольственных магазинов самообслуживания с универсальным ассортиментом товаров (универсамов), универсальных магазинов самообслуживания по продаже промышленных товаров (универмагов) вызывают необходимость внедрения комплексной механизации работ по перемещению грузов и организации сквозных перевозок в специальных контейнерах и на поддонах. Применение типовых транспортно - технологических схем контейнерных и пакетных перевозок позволяет обеспечить внедрение комплексной механизации как на предприятиях промышленности, так и на предприятиях торговли, а также при организации контейнерных и пакетных перевозок грузов между странами-участницами СЭВ.
Применение поддонов и контейнеров, а также пакетов при перевозках товаров народного потребления, картофеля, овощей, бахчевых культур и других сельскохозяйственных продуктов (включая сквозные перевозки товаров в контейнерах и на поддонах всеми видами транспорта от поставщиков до предприятий оптовой и розничной торговли с внедрением централизованной и кольцевой доставки товаров в розничные предприятия торговли с оптовых баз и от предприятий промышленности) позволяет обеспечить своевременную перевозку грузов, их сохранность и быструю доставку с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов.
В настоящее время начинают шире применять большегабаритные (большегрузные) контейнеры.
Конструкция малогабаритных контейнеров должна предусматривать возможность их использования непосредственно в торговых залах магазинов для продажи различных товаров.
Проблема более широкого применения тары - оборудования, в том числе и контейнеров, рассчитанных для транспортировки и продажи товаров, намечено решить в текущей пятилетке. При этом процесс грузооборота будет выполняться в следующей последовательности. На торговых базах предусматривается выполнение операций по получению грузов от поставщиков, выборочной их разбраковке, хранению, подсортировке и отправке грузополучателям. Схема механизации этих процессов предусматривает поступление товаров от поставщиков на поддонах. При поступлении товаров в первичной упаковке (ящиках, мешках, кипах, бумажных пакетах и т. д.) как по железной дороге, так и на автомашинах их укладывают на поддоны непосредственно на приемных платформах базы. Таким образом, разнообразные грузы превращают в единую транспортабельную единицу. При этом применяют один тип поддона (для промышленных товаров размером 800x1200 мм), вес такого поддона с товаром составляет 500 кг, высота 1200 -1300 мм.
При поступлении грузов в железнодорожных большегабаритных контейнерах их разгружают с помощью мостового крана грузоподъемностью 5 г, а затем укладывают на специальные поддоны.
Для транспортировки поддона с товарами на базах применяют подвесные толкающие конвейеры с автоматическим адресованием грузов (типа ПТК - 500), а также передаточные конвейеры, с помощью которых комплектуют грузы, передают их на главные конвейеры и принимают поддоны с главных конвейеров.
Кроме того, применяют межстеллажные электроштабелеры, каждый из которых может обслужить по 300 и более ячеек стеллажей. С пульта управления задается адрес укладки товара в определенную ячейку. Штабелер, действуя в автоматическом цикле, может снимать со стола - тележки контейнера поддон с товаром, транспортировать его к соответствующей ячейке и загружать ее, а также в обратном порядке подавать товар на отправку.
По продовольственным товарам грузооборот выполняется в другой последовательности. На предприятии - изготовителе (молочном заводе, мясокомбинате и т. п.) фасованные товары загружают в тару - оборудование и транспортируют на базы или непосредственно в магазины. Там, применяя средства механизации, ее разгружают и подают в торговый зал, где эта тара - оборудование выполняет роль пристенного или островного торгового оборудования. К этому оборудованию предъявляются определенные требования: удобство сборки и разборки, санитарной обработки, красивый внешний вид. Тара - оборудование должна отвечать архитектурному оформлению магазина. В настоящее время тара - оборудование применяется для транспортировки и продажи хлеба и хлебобулочных изделий.
Внедрение транспортировки хлеба от хлебозаводов до предприятий торговли в специальных контейнерах и продажа хлеба из них предусматривается в народнохозяйственных планах. Это мероприятие позволяет: облегчить труд работников хлебопекарных предприятий и торговли при погрузке и разгрузке хлеба, ликвидировать излишние перевалки, улучшить санитарные условия при перевозке, уменьшить потребность в подсобных рабочих, более эффективно использовать торговые площади и увеличить оборачиваемость автотранспорта.
В ряде городов Российской Федерации применяют панельно-вагонеточное оборудование для приемки, хранения и продажи хлеба. Хлеб из автомашин загружают в вагонетки магазина и из них же продают его.
При контейнерном способе погрузка и разгрузка контейнеров с хлебом производится гидрокранами, установленными на автомашинах со специально переоборудованным кузовом, имеющим гнезда для контейнеров.
Контейнеры имеют каркас, изготовленный из угловой стали, и ограждение (листовая сталь или фанера), а также четыре колеса. Во всех углах каркаса вертикально установлены металлические гребенки для прикрепления направляющих планок, на которые устанавливаются лотки с хлебом. Емкость контейнеров 220 -280 кг хлеба. В верхней части смонтирована скоба для подхвата его гидрокраном.
Для транспортировки и хранения различных продовольственных товаров при продаже в торговых залах самообслуживания применяют контейнеры (тару - оборудование) другой конструкции. По конструкции эти контейнеры состоят из металлических решеток, их можно складывать. Они могут быть открытыми и закрытыми, с откидными створками, односторонними. Такие контейнеры транспортируют на поддонах, они заменяют горки, прилавки.
С помощью таких контейнеров осуществляются транспортирование и продажа молочнокислой продукции, бакалейных товаров, плодоовощей, безалкогольных напитков, различных фасованных товаров и консервов.
В перспективе должно быть обеспечено более широкое применение перевозок товаров на поддонах и в контейнерах.
1