При атласном (сатиновом) переплетении каждая нить утка перекрывает не менее четырех нитей основы, прячась только под одну основную нить, или, наоборот, каждая нить основы перекрывает не менее четырех уточных нитей и прячется под одну нить утка. В результате на лицевой стороне ткани образуется ровный и плотный настил из уточных (при сатиновом переплетении) или основных нитей (при атласном переплетении). У тканей атласного переплетения лицевая сторона гладкая и блестящая, а изнаночная - матовая. Ткани атласного переплетения мягкие, обладают высокой устойчивостью к истиранию, что особенно важно для подкладочных тканей.
Комбинированные переплетения (мелкоузорчатые) образуются сочетанием различных видов простых переплетений, что позволяет получать ткани с рисунками в виде полос, клеток, квадратных выпуклых ячеек (вафельное переплетение) и с шероховатой поверхностью (креповое).
Сложные переплетения отличаются от простых тем, что для их выработки применяются три (основа и два утка или два утка и одна основа) и более систем нитей. К ним относят ворсовое переплетение, образующее на лицевой стороне ткани (вельветкорд, плюш, бархат и др.) ворс за счет разрезания введенного дополнительного утка или основы, полутора, двух и многослойные переплетения, применяемые для выработки толстых тканей (драпов, одеял и т. д.) с одинаковым и разным лицом и изнанкой, и петельное (махровое) переплетение, создающее на поверхности ткани (ткани для халатов, полотенец) ворс в виде петель.
Крупноузорчатые, или жаккардовые, переплетения
Крупноузорчатые, или жаккардовые, переплетения позволяют получать на ткани сложные ткацкие рисунки в виде геометрических фигур, растений и др. Они могут быть простыми, т. е. однослжными, и сложными - полутора, двух и трехслойными. Этими переплетениями вырабатывают ткани и штучные изделия шелковые (ткани «Космос», дамассе, тафта вечерняя, платки жаккардовые и т. д.), льняные (скатерти и полотна камчатные, салфетки и др.) и хлопчатобумажные.
Отделка тканей придает им красивый внешний вид, повышает гигроскопичность и теплозащитные свойства, уменьшает усадку, сминаемость и т. д.
По отделке ткани могут быть суровыми, отбельными, гладкокрашеными (окрашенные в один цвет), пестроткаными (изготовленные из нитей, окрашенных в разные цвета), меланжевыми (из меланжевой пряжи) и набивными (с печатным рисунком).
Льняные ткани, кроме того, бывают вареными (обработанными щелочами), кислованными (обработанными серной кислотой) и полубелыми. Вареные и кислованные льняные ткани светлее и мягче суровых.
Отбелка суровых тканей
Отбелка суровых тканей производится гипохлоритом натрия или перекисью водорода. Для получения тканей с высокой степенью белизны применяют оптические отбеливатели.
Гладкокрашеные ткани выпускают в широкой гамме цветов. По степени прочности окраски гладкокрашеные ткани подразделяют на особо прочные, прочные и обыкновенные.
Набивные ткани имеют цветные узоры, полученные при помощи машинной печати, сетчатых шаблонов, аэрографией и др.
Машинная печать бывает прямая, вытравная и резервная. Наибольшее распространение имеет прямая печать, при которой цветной рисунок (узор) наносится печатными валами на отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань.
Рисунки прямой печати в зависимости от площади, покрытой красителем, делят на белоземельные - краской покрыто менее 35-40% площади ткани, крытые - от 40 до 60 и грунтовые - более 60%.
При вытравной печати ткань предварительно окрашивается в темные тона, а затем печатают рисунки обесцвечивающим окраску веществом. При этом получается белый рисунок на темном фоне.
Иногда по обесцвеченным местам печатают цветной рисунок красителем, устойчивым к вытравляющему веществу.
При резервной печати на отбеленную ткань наносят защитный состав (резерв) по рисунку, который при последующем крашении препятствует окраске ткани в отдельных местах. ' Рисунки резервной печати по внешнему виду не отличаются от вытравной.
На ткани из натурального шелка и химических волокон рисунки печатают в основном с помощью сетчатых шаблонов (фотофилпечатью), представляющих собой рамы с натянутыми на них капроновыми сетками.
На капроновых сетках имеется рисунок, образованный свободными и покрытыми специальной мастикой участками. Кроме того, на шелковых тканях применяют акварельную печать.
UP |