ФУТБОЛ НА ТАРЕЛОЧКЕ
Российская футбольная премьер-лига продает права на трансляцию
В Европе это общепринятая практика. Здесь футбольных матчей на общедоступных каналах не встретишь. Оно и понятно – основной источник дохода западных клубов составляет как раз продажа прав на трансляции (доля этой статьи доходов в бюджетах команд Англии, Испании, Германии, Франции и Италии достигает 80 процентов).
Похоже, по этому пути собирается пойти и Российская футбольная премьер-лига.
Сегодня РФПЛ должна объявить о том, что передает эксклюзивные права на показ матчей чемпионата России каналу НТВ +, который
собирается заплатить лиге 100 млн долларов за четыре сезона. Единственная «оставшаяся лазейка» – Первый канал, имеющий приоритет на показ одного центрального матча из каждого тура.
Естественно, готовящееся новшество вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, европейский опыт подсказывает, что рано или поздно футбол с общедоступных каналов уйдет. Только так российские клубы смогут обрести финансовую стабильность. Особенно периферийные, находящиеся на плаву только благодаря лояльности местных властей и в большинстве своем подпитывающиеся из республиканских, краевых, областных или городских бюджетов. Ведь вырученные от продажи прав на трансляции деньги будут делиться на всех участников чемпионата в зависимости от занятых мест и количества встреч, попавших в эфир.
И все же вопросы остаются. Во-первых, не все россияне могут позволить себе тарелку НТВ +. На сегодняшний день абонентов у спутникового телевидения всего-то около 750 тысяч. Во-вторых, нельзя приобрести только футбол. Необходимо заключать так называемый пакетный договор, а это значит, что, не считая покупки и установки оборудования, в месяц за удовольствие придется выкладывать около 35–40 долларов.
Чтобы прощупать почву, Национальная академия футбола заказала фонду «Общественное мнение» социологический опрос, который выявил интересные цифры. В России 5 миллионов 600 тысяч человек готовы платить за «телевизионный футбол». При этом средняя сумма, с которой россиянам не жаль было бы расстаться, составила 288 рублей. Гораздо меньше, чем стоит «пакет услуг» НТВ +. Но если даже просто умножить это количество денег на количество потенциальных пользователей, получится, что канал сможет зарабатывать (без рекламы) примерно 60 млн долларов в месяц(!). Напомним, канал предлагает 100 млн за четыре года.
Справедливо ли такое распределение средств? Если уж решили поднять футбол за счет населения, то пусть деньги идут в кассы клубов. Да и потом как-то уж слишком внезапно происходят нововведения, всего лишь за несколько дней до старта очередного чемпионата. Впрочем, чему удивляться? В России живем…
05.03.2007
UP |