Все большую популярность у потребителей приобретают экологически чистые и генетически не модифицированные продукты питания. Каждые двадцать часов в мире открывается новый экомагазин, Москва не отстает от моды на все здоровое. Правда, супермаркетов, где торгуют только экопродуктами, в столице всего несколько, да и те находятся в элитных районах - ведь питаться, «как Мадонна и Леонардо ди Каприо», себе могут позволить только обеспеченные люди.
Здесь все на порядок дороже, но зато натуральное. Причем натуральность эта подтверждена соответствующим сертификатом. Продукты в магазине действительно полезные, недаром они все помечены тремя буквами «эко», что значит «экологически чистый». К каждому яблочку прилагается европейский сертификат, подтверждающий, что в нем нет пестицидов и химикатов. Чтобы такой сертификат получить, производители трудятся не покладая рук. Обработка почвы и даже пропалывание сорняков производятся только вручную, корма должны быть исключительно натуральными, удобрения естественными, выращиваться все должно только в экологически чистых районах. Поставщики экосырья находятся в самых «девственных» регионах мира - Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии и Китае. Там коровы жуют только экологически чистую траву, а куры клюют только биочервячков. Вырастают животные сильными и здоровыми, но только до того размера, что определила им природа, и никаких гормонов для больших объемов не применяется. Если все условия соблюдены, производитель может получить сертификаты. Так на прилавках экосупермаркетов появляется здоровая пища.
На Западе рынок органических продуктов существует уже около 30 лет и продолжает стремительно развиваться, каждый год увеличивая свой объем на 10-20%. Практически в каждом европейском супермаркете есть специализированный отдел, в котором можно приобрести продукты, изготовленные без использования химических веществ. Кроме того, открывается все больше магазинов, предлагающих только экологически чистые товары. В качестве примера: уже в 2005 г. в Швейцарии около 60% открывающихся супермаркетов относились к категории «органических».
Но такие магазины оказались для нашего потребителя слишком дороги, поэтому пока этот бизнес не расширяется. Клиентура у них, конечно, есть: это представители «высшего среднего класса» и элиты, охваченные модой на здоровое питание. Но о широком распространении таких магазинов в России говорить рано. Еще и потому, что в небольших городах люди, как правило, отовариваются на колхозных рынках и у «своих» продавцов, и получают тот же экопродукт, но за копейки.