Этот способ был создан в США восемьдесят лет назад. С тех пор он широко распространился не только в странах английского языка, но также в Швеции, Нидерландах, Германии и др. Во Франции разливать молоко в картонную тару начали в 1955 г.
Чтобы проиллюстрировать быстроту, с которой картонная тара начала вытеснять в некоторых странах стеклянную, достаточно вспомнить, что в 1940 г. в США в картонную тару разливали только 5% всего потребляемого молока, тогда как сейчас - около 50% молока. В таких городах, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, в картонную тару разливается 65% всего продаваемого молока. Этот способ упаковки имеет ряд преимуществ по сравнению с розливом в стеклянную тару.
Во-первых, небольшой вес картонных пакетов (литровый картонный пакет весит 15-30 г, а бутылка такой же емкости - 600-650 г) значительно облегчает их перемещение и транспортировку. В то же время, поскольку картонная тара не подлежит возврату, расходы по возврату тары и ее очистке отпадают. Кроме того, в картонной таре молоко надежно защищено от воздействия солнечных лучей, вследствие чего сохраняется витамин С.
Но употребление картонной тары связано с некоторыми неудобствами, особенно во Франции. Прежде всего, покупатель не видит товара, который покупает, но это не главное. Гораздо серьезнее то, что себестоимость молока в картонной таре в настоящее время высока. Однако есть основания надеяться, что в дальнейшем положение изменится к лучшему. Наконец, розлив молока в картонную тару требует обязательной предварительной гомогенизации молока, т. к. в противном случае остатки жира будут прилипать к стенкам пакетов.
Тем не менее, мы полагаем, что при условии снижения себестоимости картонной тары она составит серьезную конкуренцию бутылкам. Очень благоприятствует этому расширение сети магазинов самообслуживания не только в США, но и во многих европейских странах.
Для упаковки молока используются самые разнообразные картонные емкости. Они отличаются друг от друга по форме (усеченный конус, параллелепипед, тетраэдр и т. п.), по способу закатки (с помощью алюминиевой ленты или горячего склеивания под давлением), по способу придания герметичности (парафинизация или использование слоя виниловой смолы). Эти пакеты изготавливают на стороне и поставляют на заводы в стерильном состоянии либо, что предпочтительнее,- прямо на месте, непосредственно перед заполнением. В последнем случае стоимость оборудования всегда повышается.
Мы остановимся на описании оригинального способа розлива и упаковки молока, который за последние годы распространился по всему миру и называется «Тетрапак».
UP |