К основным дефектам шатуна следует отнести появление усталостных трещин (выявляется дефектоскопией), выработку или ослабление посадки подшипниковой втулки, износ и повреждения плоскости разъема шатуна и опорных поверхностей, искривление или скручивание стержня шатуна и засорение масляных каналов. Износ подшипника верхней головки шатуна определяют щупом по зазору между пальцем и втулкой. В случае замены подшипника новым окончательную расточку втулки проводят после запрессовки ее в головку шатуна. Причиной износа отверстий в головках шатунов под втулку и вкладыши может быть недостаточный натяг в сопряжении. Втулки и вкладыши при работе компрессора проворачиваются, и износ отверстия увеличивается; при этом не только увеличивается диаметр отверстия, но и искажается его геометрическая форма. Износ измеряют индикаторными нутромерами. Отверстия верхних головок растачивают или развертывают и запрессовывают втулки с увеличенным наружным диаметром. Изношенные отверстия нижних головок шатунов восстанавливают фрезерованием плоскости разъема и последующим растачиванием отверстия до номинального размера. Параллельность образующих расточки и плоскости разъема проверяют на плите с помощью индикатора.
Проверку на скручивание проводят, выставив шатун в сборе с оснасткой в форме пальца и шейки вала на поверочной плите с помощью индикатора и отвеса. Изгиб шатуна определяют по совпадению отвеса с плоскостью осей болтов шатуна при выставленном вертикально шатуне или измеряют индикатором непараллельность осей отверстий по оснастке, заменяющей палец и вал ( фальшпалец и фальшвал). Предельная непараллельность осей головок шатуна не должна превышать 0,02 мм на 100 мм, а неплоскостность осей (скручивание) 0,06 мм па 100 мм длины. Правку шатунов с искривленным стержнем проводят под прессом в холодном состоянии. При централизованном ремонте однотипных машин для проверки шатунов используют поверочные стенды. При необходимости замены шатунов проверяют их массу. Разновесность шатунов не должна превышать 3 % номинального значения массы шатуна.
Повреждения на плоскости разъема шатуна или крышки устраняют шабровкой с проверкой по краске. При этом проверяют параллельность плоскостей разъема образующей поверхности отверстия нижней головки. Таким же образом исправляют опорные поверхности шатуна под головку и гайку болта с проверкой щупом и на краску. Расточку головок шатуна выполняют в приспособлениях на токарных станках.
UP |