Масла для холодильных машин
В зависимости от условий работы масла (тип хладагента, температура нагнетания, температура кипения) требования к маслам делят на два класса: для аммиака и для хладонов. Требования к маслам для хладонов подразделяют на 4 группы.
Масла определяются рядом свойств. Одним из основных свойств является вязкость. С повышением температуры вязкость падает, что сказывается на эффективности защиты от износа поверхностей трения. Для холодильных машин с высокими температурами конденсации и нагнетания выбирают масла повышенной вязкости. Температура вспышки масла должна быть более чем на 30 °С выше температуры нагнетания. При высоких температурах масло теряет стабильность и на горячих поверхностях металла в клапанах образуется нагар.
Температура застывания масла также является одним из важных свойств для его использования в холодильных машинах. Она должна быть на 8-10 °С ниже температуры кипения хладагента, чтобы масло не замерзало в испарителе. Для циркуляции масла в системе его температура должна быть на 8-10 °С выше температуры застывания. Масло также должно обладать минимальной кислотностью, не содержать влаги и механических примесей.
В холодильных установках используют масла нефтяного происхождения- минеральные (М) и синтетические (С). В качестве последних используют синтетические жидкости различных классов - кремнийорганические, фторорганические, полиэфиры, полигликоли и др. Используют также загущенные минеральные масла (МЗ), смеси минеральных масел с синтетическими (МС) и масла, синтезированные из углеводородов (СУ).
Для низкотемпературных холодильных установок используют масла ХФ22с-16, ХФ22-24, ХСН40, ПФГОС-4. Для смазки винтовых компрессоров применяют масла ХМ35, ХС40, ПТМС-5; для центробежных - турбинные КП8, 30, 40 и холодильные ХА30. ХМ35, ХМ50, ХС40.
Масла частично или полностью растворяются в хладагентах, поэтому для условий работы машины важны и свойства растворов масла в хладагенте.
Аммиак с минеральными маслами практически нерастворим и поэтому достаточно полно отделяется в маслоотделителях и возвращается для смазки компрессора. Масло, попавшее в конденсатор, скапливается внизу (оно тяжелее жидкого аммиака) и через ресивер попадает в испаритель, что ухудшает теплопередачу.
Хладоны 12 с минеральными маслами, R22 и #502 с маслом ХФ22с-16, #13 с маслами ФМ-5 и 6АП и #13В1 с маслом ХФ22с-16 полностью растворимы друг в друге, что позволяет работать при более низких температурах кипения, так как смесь имеет более низкую температуру застывания, чем чистое масло. При полной взаимной растворимости масло возвращается в компрессор, и в дозаправке масла и выпуске его из испарителя нет необходимости. Но при полной взаимной растворимости масла и хладона температура кипения смеси несколько выше, чем у чистого хладагента. Для обеспечения заданной холодопроизводительности поддерживают более низкое давление, на что затрачивается дополнительная мощность. Тем не менее это не снижает преимуществ полной взаимной растворимости.
При пуске компрессора давление на всасывании понижается и растворенный в масле хладон вскипает. Образующаяся пена нарушает работу маслонасоса и всей маслосистемы. Чтобы избежать образования пены, предусматривают подогрев масла перед пуском.
Минеральные масла ограниченно растворимы в R22. При температуре конденсации масло растворяется и поэтому в конденсаторе и ресивере не задерживается. В испарителе смесь расслаивается. В верхней части масла содержится в несколько раз больше, чем в нижней. Во избежание замерзания в испарителе масла с ограниченной растворимостью должны иметь более низкую температуру застывания.
(* возможны ошибки в названиях марок масел, см. источник в оригинале )
см.
СМАЗКА ХОЛОДИЛЬНЫХ КОМПРЕССОРОВ
ещё:
Отработавшие масла холодильных установок
UP |