Влажный ход
При попадании влажного пара в цилиндр поршневого компрессора его температура при сжатии не повышается, а сжимаемая смесь, цилиндр, поршень и механизм движения охлаждаются. Охлаждение может быть настолько сильным, что вода в охлаждаемой рубашке может замерзнуть и разорвать блок цилиндров. При влажном ходе повышается вязкость масла, уменьшаются зазоры, что в итоге приводит к повышенному износу сопрягаемых деталей.
Нагнетательные клапаны поршневого компрессора оказывают большое сопротивление потоку жидкого хладагента. Если объем жидкости в цилиндре превышает объем мертвого пространства, происходит гидравлический удар, который приводит к разрушениям в кривошипно-шатунной группе и цилиндре из-за резкого повышения давления несжимаемой жидкости. Разрушение от гидравлического удара происходит мгновенно. Кроме того, резкое охлаждение цилиндра от 130 до -20 ч 30 °С может привести к разрыву нагнетательной полости цилиндра ( тепловому удару ). Разрыв цилиндра происходит при попадании холодной жидкости на разогретую поверхность металла при наличии концентраторов напряжения в литье (разнотолщинность отливки, микротрещины, шлаковые включения и пр.).
Признаками влажного хода являются следующие: отсутствует перегрев на всасывании; температура нагнетания снижается; звонкий, металлический стук клапанов становится глухим; появляются жесткие стуки в цилиндре; наблюдается обмерзание цилиндров и картера.
К влажному ходу могут привести следующие причины: конденсация пара во всасывающем трубопроводе при останове, отсутствие в нем уклона в сторону испарителя, избыточная подача жидкого хладагента в испарительную систему при неправильном регулировании режима, вскипание жидкости в затопленных испарителях при резком снижении в них давления или при резком повышении тепловой нагрузки, недостаточная вместимость ресиверов в системе, отсутствие контроля за работой отделителя жидкости и системы автоматической защиты.
Наиболее тяжелые аварии происходят на поршневых компрессорах аммиачных холодильных установок при разрушении цилиндров компрессоров. Выброс большой массы жидкого аммиака в помещение машинного зала или взрыв воздушно-аммиачной смеси при таких авариях приводят к тяжелым последствиям. Анализ статистических данных на аммиачных холодильных установках с поршневыми компрессорами показывает, что частота причин аварий (в %) распределяется примерно таким образом:
Гидравлический удар 75
Пуск с закрытым нагнетательным вентилем компрессора 10
Заводской брак 5
Отсутствие смазки 5
Некачественный ремонт 2
Прочие причины 3
Для защиты от попадания в полость сжатия небольших количеств жидкости в цилиндре предусматривают ложные крышки. При подъеме ложной крышки в нагнетательную полость перепускается жидкость в объеме до 15-20 % объема цилиндра.
При возникновении влажного хода немедленно закрывают всасывающий вентиль компрессора и прекращают подачу хладагента в испарительную систему. Открывают всасывающий вентиль постепенно, после исчезновения глухих стуков. Целесообразно при значительном обмерзании цилиндра слегка приоткрывать байпас для повышения температуры поступающего газа.
Ротационные и винтовые компрессоры менее чувствительны к последствиям влажного хода. Это во многом объясняется отсутствием клапанной системы.
В хладоновых винтовых компрессорах при влажном ходе вспенивается смесь масла и хладона в маслосборнике, что может привести к срыву работы маслонасоса.
ещё:
Защита компрессоров
Обслуживание винтовых компрессоров
Обслуживание ротационных компрессоров
Обслуживание поршневых компрессоров
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОЛОДИЛЬНЫХ КОМПРЕССОРОВ
UP |