Социум подразумевает отношения внутри определенных групп, из которых наиболее велика экономическая. Все люди являются участниками рыночных отношений, совершая сделки купли/продажи. Кто-то выступает в роли покупателя товара или услуг, а кто-то их продавцом. И такие отношения включают в себя определенные модели поведения, которые уже являются стереотипными – продавец либо помогает советами своему клиенту, рекомендует что лучше выбрать, либо откровенно пытается «впихнуть» свой товар первому встречному. Эти модели очень тесно граничат друг с другом, и порой нам самим сложно сказать что же именно мы сейчас наблюдали. Но еще сложнее придерживаться «золотой середины» между навязчивостью и вежливостью бывает очень трудно. Давайте подробнее остановимся на каждой модели поведения.
Модель первая – навязчивая. Когда представляешь себе такого продавца, то ассоциация всегда будет только одна – «торгашка». Ведь в самом деле мотив такого поведения – это жажда денег, которая побуждает на различные действия, только бы продать свой товар. Вспомните знакомую картину – Вы спокойно идете себе по рынку в поисках нужного Вам продукта, и с каждой палатки Вас постоянно зазывают купить что-либо. Раздражает? Безусловно, но стоит посмотреть на все это с другой стороны – продавцы, скорее всего, получают заработную плату в виде процента от продажи, а у кого нет желания заработать побольше. Вы свою работу тоже выполняете хорошо для того, чтобы в конце месяца иметь возможность купить на зарплату различные материальные блага. Точно так же и продавцы. Однако есть на самом деле особо навязчивые, и когда подходишь к ним, то начинают «тарахтеть», выливая на Вас целый поток информации – о том какая Вы замечательная или замечательный, о том как эта вещь Вам идет или без этого телефона Вы нормально функционировать не сможете и так далее. Такая словоохотливость объясняется очень просто – продавец подсознательно располагает Вас к себе и Вам сложнее будет отказаться от товара. Вы не захотите его обижать отказом. Таким образом продавец Вас как бы косвенно программирует на покупку. В таких случаях не нужно стесняться и решительно отказывать, если Вам не понравилось предложение. Иногда продавец излишне любезничает, законы вежливости никто не отменял, но также не стоит забывать о собственном достоинстве. Не очень приятно наблюдать, когда достойный внешне продавец будет «стелиться» перед юным покупателем лишь бы продать товар.
Модель вторая – вежливый. Сложно представить себе, что есть продавцы, которые могут посоветовать Вам действительно стоящий товар, которого у них нет в наличии, и рассказывают о месте, где его можно купить по наиболее минимальной цене. Чаще всего просто делаются исключения для знакомых. Но все же приятно, когда заходишь в магазин и тебе с улыбкой встречает миловидный консультант, который поможет
Вам подобрать интересующий Вас товар, посоветует наиболее оптимальный и подходящий вариант. Да, безусловно, приятно получать советы «по делу» от знающего в этом толк человека, еще приятнее, когда из огромного ассортимента консультант поможет отыскать нужный именно
Вам предмет, в таком случае благодарность не знает границ. Большинству покупателей нравится, когда продавец на просьбу посоветовать качественный товар, рекомендует не самый дорогой, а тот которым пользуется сам и которым он доволен.
Четко определить грань между просто вежливым и внимательным продавцом и навязчивым невозможно. Для каждого человека есть свои рамки дозволенного и понятия обхаживания. У кого-то невинная фраза консультанта в магазине: «Вам помочь?» вызовет целую бурю негодования и справедливого для него гнева, хотя это его работа и он должен ее выполнять, так как получает за это деньги. А кого-то невнимание продавца, когда он оставляет самостоятельный выбор за покупателем и потом просто пробивает покупку, наоборот злит, ведь клиент рассчитывает купить не только товар, но и услуги продавца, в которых ему в этом случае отказывают. Так что грань «между/между» определяет для себя по-своему каждый человек. Это, в первую очередь, зависит от собственных критериев каждого человека. Сугубо индивидуально!