На основании таможенной стоимости груза производится расчет величины платежей - таможенной пошлины, а в ряде случаев и иных бюджетных сборов, - которые должны быть внесены импортером при таможенном оформлении груза. Именно поэтому таможенная стоимость уже длительное время находится под особо пристальным контролем таможенных органов. Предпринимаемые отдельными импортерами попытки занижения таможенной стоимости ввозимого товара влекут серьезные санкции, направленные против такого нарушителя. Более того: хотя лицо, ответственное за перемещение груза через границу, и заполняет документы по поводу таможенной стоимости, нередко этим декларирование таможенной стоимости груза не завершается.
Поскольку неизбежна тщательная проверка указанной в документе таможенной стоимости. В качестве источника информации для такой проверки используются и данные из самой декларации, и другие сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов. И если таможенная стоимость либо оказывается, либо хотя бы просто кажется таможенникам заниженной, возникает необходимость в КТС - корректировке таможенной стоимости.
В соответствии с российским законодательством, таможенные органы обязаны в случае КТС известить об этом лицо, несущее ответственность за перемещение товара через границу; в свою очередь, ответственный за перемещение должен произвести доплату недостающей суммы в качестве таможенных сборов.
Таможенную стоимость товара определяют несколькими методами.
На основе стоимости сделки с собственно ввозимым товаром. ТС определяют в этом случае как цену товара при продаже в Российской Федерации с учетом дополнительных расходов (страховка, логистика и др. расходы)
По стоимости идентичных товаров: ее рассчитывают на основе стоимости идентичного товара, считая равными все прочие условия, указанные в п. 1 (страхование, логистика и пр.)
На основе стоимости однородных товаров – ТС рассчитывают так же, как в методе 2, однако берут за основу однородные товары.
Методом вычитания: берут среднюю цену идентичных либо однородных товаров, отнимая от нее дополнительные расходы по п. 1
Методом сложения: для этого требуется просчитать и сложить затраты на производство данного товара, а также накладные, управленческие и другие расходы.
Существует также резервный метод, в котором используют один из выше перечисленных методов 1-5, однако рассматривается при этом стоимость однородных товаров, реализованных за пределами РФ.
Эти же методы используются и для последующей корректировки таможенной стоимости.
Нетрудно догадаться, что таможенные службы часто настаивают на КТС, которая приводит к возрастанию таможенной стоимости груза и повышает объем таможенных сборов при его импорте. Предприниматели зачастую вынуждены принять требования таможни и произвести доплату, повышая тем самым себестоимость ввозимого груза и рискуя конкурентоспособностью его цены на российском рынке.
Впрочем, в случае несогласия импортера с выводами таможенной службы есть возможность оспорить принятое ей решение касательно КТС.
Процесс этот достаточно трудоемкий, тем не менее, законный и в принципе реализуемый. Чтобы оспорить решение таможенного органа по КТС, нужно предъявить оригинал экспортной декларации, на которой обязательно должна быть подпись поставщика товара. Предъявляя фактическую цену груза, грузополучатель имеет возможность определить таможенную стоимость его с максимальной точностью.
В качестве документа, подтверждающего корректность указанной в декларации цены, может выступать также прайс-лист предприятия-изготовителя (но это должен быть оригинал, причем заверенный в торгово-промышленной палате страны поставщика); могут использоваться и транспортные документы, а кроме них - калькуляция продажной цены, документы об оплате товара или о постановке его на баланс). Имея такие документы, можно успешно минимизировать расходы, которые могут возникнуть в связи с изменением таможенной стоимости товара.
Заслуживает отдельного внимания ситуацию, часто возникающая при импорте грузов из Китая – а именно эти товары чаще всего являются объектом КТС. Для таких товаров нужно предоставить комплект документов от всей цепочки участников сделки по товару, начиная от фабрики-производителя, а затем (если есть) предприятия-консолидатора и, наконец, собственно импортера. Если все эти документы есть - доказать настоящую низкую таможенную стоимость товара не составит особого труда.
Особое внимание уделяется и при определении таможенной стоимости грузов, ввозимых из оффшорных зон. Довольно часто всего лишь факт наличия в цепочке участников сделки предпринимателей из оффшора (Кипр, Гонконг и пр.) становится причиной «автоматической» корректировки таможенной стоимости.
Стоит помнить, однако, что назначение КТС само по себе не является «окончательным приговором», поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации импортер может обжаловать результаты КТС в арбитражном суде. При этом подача документов относительно этой корректировки в арбитражный суд возможна напрямую, минуя стадию рассмотрения вопроса в самих таможенных инстанциях. Помнить нужно и о том, что реализация товара возможна даже без решения арбитражного суда - для этого нужно будет лишь предоставить залог, связанный с уплатой таможенных сборов из расчета, что они могут быть увеличены.
Таможенным службам для проверки таможенной стоимости дается 3 рабочих дня, в течение которых должен быть вынесен вердикт по поводу необходимости КТС или отсутствия надобности в ней; в случае же несогласия предпринимателя с решением таможенного органа по вопросу КТС можно подать в вышестоящую инстанцию письменную жалобу на протяжении трех месяцев. Таможне на рассмотрение такой жалобы отводится один месяц.
Сообщения о вынесении судебных решений в пользу предпринимателей появляются в специализированных изданиях нередко. Например, в первой декаде мая 2011 г. Российский налоговый портал опубликовал очередную информацию об имевшем место случае некорректного решения таможенных органов: по сообщению издания, таможенники « засомневались в стоимости товара, которая была указана в ГТД. Основой сомнений стало сравнение стоимости, указанной в декларации, с данными о ценах, имеющимися у таможни. После выявления расхождения стоимости, поставили под сомнение правильность таможенной стоимости, заявленной импортером. Последний предпринял попытки объяснить порядок формирования цены, предоставив таможенному органу письма зарубежного контрагента, копию прайс-листа, калькуляцию цены и ряд других документов, которые таможня сочла неубедительными.
Однако суд указал таможне на ее ошибки: сомнения таможенного органа сами по себе, как и отличие цены ввозимого товара от имеющейся у таможенников ценовой информации, еще не являются достаточным основанием для КТС и взыскания с импортера дополнительных платежей. Это лишь повод для проверочных мероприятий, которые имеет право проводить таможня; однако в описанном случае таких мероприятий таможня не провела.
UP |