Традиционно, по итогам полугодия. ГАИ России представляет данные о состоянии безопасности движения на наших дорогах. Начнем с отрадного факта - основные показатели аварийности пошли на снижение. В первые шесть месяцев 1994 года в России произошло 66 619 аварий, в них погибли 12 460 и получили ранения 72 134 человека. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года число ДТП сократилось на 7,1%, число погибших и раненых - на 14,2 и 5.8% соответственно. Что и говорить - заметное снижение аварийности. Но подождем ликовать - спокойно разберемся в том, что послужило причиной столь "положительной динамики", как сказали бы медики, и есть ли у нас повод говорить о начавшемся переломе в сфере безопасности движения.
Как известно, безопасность - это множество составляющих, где не последнюю роль играют дороги и их обустройство. Может быть, здесь наметился прорыв? Увы. по нашим наблюдениям, ощутимого изменения не происходит. Правда, кое-где очень фрагментарно появляются неплохие участки дорог, но это погоды не делает. Чтобы не быть голословными, приведем результаты одной проверки федеральной дороги М-1 "Беларусь", которая проходит через Московскую и Смоленскую области. Сотрудники ГУ ГАИ МВД России обнаружили в ходе обследования факты, которые не укладываются в голове. Оказалось, что только на участке Московской области отсутствовали - там. где им положено быть, -202 знака приоритета (56,4%), 22 предписывающих знака (78,6%) и 91 предупреждающий (65,9%). Не лучше обстоят дела со знаками и в Смоленской области.
Кроме всего прочего, полоса отвода и откосы около дороги заросли кустарником, который на многих опасных участках магистрали напрочь закрыл видимость. Стоит ли говорить о том, что и на других дорогах ситуация не лучше. Так что "дорожный фактор" никак не мог повлиять на снижение показателей ДТП.
Может быть. Госавтоинспекция стала работать лучше и это позволило обуздать аварийность? Судя по Москве, что-то незаметно, да и писем со всей России с жалобами на стражей порядка в редакцию не убавилось. А что бы мы там ни говорили, читательская почта - это верный барометр, реагирующий на все происходящее.
Так в чем же причина? Может быть, в самих водителях, которые перевоспитались и не нарушают? Тоже нет. Сама ГАИ в своих отчетах постоянно отмечает "неудовлетворительное состояние правопорядка на дорогах из-за недисциплинированности водителей" (эта цитата - из пресс-релиза ГУ ГАИ от 26 июля 1994 г.). Там же утверждается, что "широкое распространение получили нарушения, связанные с превышением установленных скоростных режимов, выездом на полосу встречного движения, нарушением правил обгона и маневрирования, несоблюдением проезда перекрестков". Нет, не стал нарушитель другим, он по-прежнему очень опасен на дороге. Так что не будем пока торопиться с выводами и бить в литавры. Не исключено, что снижение аварийности в первом полугодии объясняется счастливым стечением обстоятельств и, как это ни прискорбно, нет никаких гарантий, что в следующем году при ином раскладе показатели аварийности вновь не подскочат. Тем более, что один из основных - тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) не уменьшается и в отдельных регионах России равен 25 (для сравнения - в благополучных странах он не превышает 5).