Весы предназначены для взвешивания грузов на складах и в магазинах.
Промышленность выпускает товарные весы нескольких типов с наибольшими пределами взвешивания, кг:
Весы товарные гирные (РП500Г23, РП1Г13 и др.) выпускают двух типов: с качающимися рычагами и коромыслом, подвешенным на серьге, и с качающейся платформой и коромыслом, опирающимся на колонку.
Весы первого типа собраны на чугунной раме с колонкой. По углам рамы укреплены свободнокачающиеся серьги с подушками. На них опираются своими опорными приемами два подплатформенных рычага: большой и малый. Рычаги связаны между собой с помощью серьги и соединительных призм с подушками. На некотором расстоянии от опорных призм рычагов расположены грузоприемные призмы. На них своими подушками опираются шаровые стойки грузовой платформы. Благодаря такому устройству платформа и рычаги могут свободно качаться на серьгах и быстро возвращаться в состояние покоя. Концевая призма большого подплатформенного рычага с помощью тяги соединяется с коромыслом, которое подвешено на серьге к колонке весов. Коромысло -неравноплечее, и опорная призма делит его на два плеча -большое и малое. На малом плече, кроме тяги, имеется противовес (тарировочный груз) с контргайкой.
Противовес свободно перемещается по винтовой нарезке и служит для уравновешивания ненагруженных весов. По достижении равновесия противовес закрепляют контргайкой. На большом плече коромысла находятся гиредержатель для накладных гирь, указатель равновесия и шкала с передвижной встроенной гирей. Передвижная гиря заменяет набор мелких накладных гирь. Массу груза определяют сложением массы гирь на гиредержателе и показаний шкалы. На колонке весов имеются следующие детали: скоба для установки накладных гирь, неподвижный указатель равновесия, арретир для прекращения колебаний коромысла и отвес. Отвес представляет собой заостренный стержень, подвешенный на цепочке. Под ним находится неподвижный стержень. При горизонтальной установке весов острие обоих стержней совпадают.
Весы второго типа состоят из рамы, по четырем углам которой укреплены стальные подушки. На подушки опираются опорные призмы большого и малого подплатформенных рычагов. На грузоприемные призмы этих рычагов свободно подвешены качающиеся серьги, на которые опирается своими стойками (ножками) грузовая платформа весов. Такое устройство обеспечивает свободное качание платформы на неподвижных рычагах.
Большой подплатформенный рычаг соединен с коромыслом, которое своей опорной призмой опирается на подушку, установленную в колонке весов. В весах этого типа имеется изолир с рукояткой, отсоединяющий платформу от подплатформенных рычагов во время укладки груза на платформу весов.
На гирных весах обоих типов все операции по взвешиванию выполняют вручную. Каждый результат взвешивания надо подсчитывать. Поэтому эти весы малопроизводительны. Однако вследствие простоты устройства и невысокой стоимости они широко применяются в торговле.
Товарные шкальные весы (РП200Ш13, РП1Ш13 и др.) по своему устройству сходны с гирными весами. Шкальные весы более удобны при взвешивании, так как имеют две шкалы: основную и дополнительную. Основная шкала нанесена на боковую поверхность коромысла, дополнительная -на особую линейку, жестко соединенную с коромыслом. Как и основная, дополнительная шкала имеет передвижную гирю. Наибольшее значение основной шкалы соответствует наибольшему пределу взвешивания, а дополнительной -цене деления основной шкалы.
Так, у весов РП200Ш13 наибольшее значение основной шкалы равно 200, а дополнительной 10 кг, цена деления соответственно 10 кг и 100 г. При взвешивании массу груза определяют сложением показаний обеих шкал.
Циферблатные товарные весы выпускают с наибольшими пределами взвешивания, кг: 60, 100, 150, 300, 600, 1000, 2000, 3000 и 6000. На этих весах масса груза уравновешивается автоматически и прочитывается непосредственно по шкале циферблата без каких - либо вычислений. Весы легко автоматизируются.
В качестве примера рассмотрим устройство циферблатных весов РП600Ц13. Весы (рис. 16) состоят из рамы с колонкой, грузоприемного, промежуточного механизмов и циферблатного указательного прибора.
Грузоприемный механизм включает платформу с шаровыми стойками (ножками) и два подплатформенных рычага (большой и малый). Опорные призмы рычагов опираются на подушки, закрепленные в четырех углах рамы весов. На грузоприемные призмы рычагов устанавливается своими шаровыми стойками платформа. Конструкция шаровых стоек допускает колебания платформы относительно рычагов. К концевой призме большого подплатформенного рычага присоединяется тяга, которая связывает его с промежуточным механизмом. Промежуточный механизм размещен в колонке и состоит из двух рычагов: нижний соединен тягой с большим подплатформенным рычагом, а верхний -другой тягой с циферблатным указательным прибором. На верхнем рычаге имеется регулятор тары, арретир, успокоитель и гиредержатель. Регулятор тары служит для установки стрелки ненагруженных весов на нулевое деление шкалы; арретир -для запирания рычажного механизма во время укладки груза на платформу; масляный успокоитель -для замедления колебаний стрелок. На гиредержателе помещают накладные гири при взвешивании грузов свыше 200 кг. При взвешивании грузов от 200 до 400 кг накладывают одну гирю, а при взвешивании от 400 до 600 кг -две. Наложение и снятие гирь осуществляется с помощью рукоятки, размещенной с наружной стороны колонки весов. При этом на лицевой стороне циферблатного указательного прибора в специальном окне устанавливаются цифры, которые соответствуют условной массе наложенных гирь.
Циферблатный указательный прибор по устройству аналогичен такому же прибору весов типа ВЦЛ - 10А. Для горизонтальной установки весов предусмотрен жидкостный уровень. Некоторые модели циферблатных товарных весов (РП100Ц24, РП600Ц24 и др.) имеют встроенные печатно - суммирующие машины и приборы дистанционного отсчета показаний. При взвешивании на бумажной ленте печатаются дата, масса одного отвеса и общий итог нескольких взвешиваний.
Передвижные товарные весы устанавливают на ровной и прочной поверхности пола, не прогибающейся под тяжестью весов при наибольшей нагрузке. Горизонтальность установки гирных и шкальных весов определяют по отвесу. После установки проверяют плавность колебаний рычажного механизма и платформы. Они должны иметь свободный ход без перекосов и заеданий. Платформа должна опираться всеми четырьмя стойками на призмы подплатформенных рычагов, а указатели равновесия -устанавливаться друг против друга. При отсутствии равновесия перемещают противовес по винтовой нарезке в ту или другую сторону. После этого противовес закрепляют контргайкой, чтобы при взвешивании он случайно не сместился и не нарушил регулировку весов.
Товарные циферблатные весы устанавливают но жидкостному уровню. Стрелки указательного прибора должны находиться на нулевом делении шкалы. При отклонении от нуля перемещают регулятор тары, имеющийся на верхнем рычаге промежуточного механизма. После этого проверяют работу арретира, успокоителя, механизма наложения гирь. Работу арретира проверяют путем последовательной установки рукоятки в крайние положения: «Закрыт» и «Открыт». Успокоитель заполняют трансформаторным маслом до уровня 10 -12 мм от поверхности плотно завинченной крышки. Вращением крышки добиваются остановки стрелки после двух - трех колебаний. При повороте рукоятки механизма наложения гирь гири должны поочередно автоматически накладываться на гиредержатель, а в окне указательного прибора должны быть видны соответствующие цифры.
Перед укладкой груза на весы закрывают изо - лир и арретир, а на циферблатных весах дополнительно поворачивают рукоятку «Квадранты» в положение «Закрыто». Груз укладывают осторожно, без толчков и ударов, равномерно размещая на платформе. Для укладки тяжеловесных грузов рядом с весами ставят трамплины (наклонные мостики). Верхний край трамплинов должен совпадать с уровнем платформы весов. Груз, находящийся на платформе, не должен соприкасаться с колонкой весов, с другими предметами. Не разрешается упаковывать или вскрывать грузы на платформе, нарушать установленные пределы взвешивания.
После укладки груза на гирные весы открывают арретир и на гиредержатель помещают накладные гири, а затем перемещают шкальную гирю до совпадения указателей равновесия. Массу груза определяют сложением массы гирь и показаний шкалы. Не разрешается ставить гири на платформу и определять массу путем вычитания.
При взвешивании на шкальных весах сначала перемещают гирю на основной шкале, а затем -на дополнительной. Массу груза определяют сложением показаний обеих шкал. Взвешивание заканчивают после двух - трех колебаний коромысла и установки указателей равновесия на одном уровне. После этого закрывают арретир, изолир, осторожно снимают груз, накладные гири укладывают на скобу, передвижные сдвигают на нулевое деление.
На циферблатных весах массу груза в пределах шкалы определяют по показаниям стрелки и шкалы. При большей массе груза поворачивают рукоятку механизма автоматического наложения гирь. Массу груза в том случае определяют сложением показаний стрелки и массы гирь.