Законодательство предусматривает различные способы защиты прав потребителя, которые достаточно часто и успешно применяются на практике. В некоторых случаях гражданам приходится обращаться в суд для восстановления своих нарушенных прав. Как правило, это происходит тогда, когда вторая сторона договора не удовлетворяет (или удовлетворяет не в полном объеме) законные требования потребителя.
Закон называет потребителями граждан (физических лиц), желающих приобрести или приобретающих (заказывающих) товары, работы или услуги для удовлетворения своих нужд, не связанных с коммерческой деятельностью. К потребителям, чьи права охраняются законом, относятся и те лица, которые сами не приобретали товар или услугу, но владеют (или пользуются) ими на законных основаниях. Так, например, наследники или лица, получившие в подарок телевизор, могут обратиться к продавцу с требованиями о его ремонте, замене или возврате средств, если в течение гарантийного срока обнаруживается его неисправность. Соответственно, все они также имеют право самостоятельно обратиться с иском в суд.
В ряде случаев исковые заявления в суд в защиту прав конкретного потребителя (или нескольких потребителей) подают организации или органы власти. Таким правом наделены Федеральная антимонопольная служба РФ, органы местного самоуправления, различные общества и организации, создаваемые для защиты интересов потребителей (они могут иметь разные названия, но в любом случае их полномочия обращаться в суд с исками в защиту потребителей закрепляются в Уставе). Как правило, это происходит после обращения к ним граждан с жалобами на нарушения их прав, которые не устраняются в результате предпринятых мер воздействия и предложений решить спор в досудебном порядке. Если суд решит дело в пользу истца и наложит на ответчика штраф за то, что требования потребителя не были им удовлетворены добровольно, эти организации получают 50% от суммы штрафа.
При подаче заявления в суд требуется указать, что конкретно истец-потребитель хочет получить от ответчика, то есть предмет иска. Этим и будет определяться место подачи иска. Так, в мировом суде рассматриваются дела по искам имущественного характера при цене иска, не превышающей 50 000 рублей. Они могут содержать требования:
• о возмещении ущерба, причиненного потребителю из-за недостатков товаров, работ или услуг;
• связанные с расторжением или изменением условий договора и возвратом излишне уплаченных сумм.
Если цена иска превышает 50 000 рублей или иск носит неимущественный характер (или не подлежит оценке), он подается в районный суд. К таким относятся иски:
• о понуждении к исполнению обязательств по договору в натуре;
• о возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Иногда бывает, что в исковом заявлении содержится несколько самостоятельных требований. Если хотя бы одно из них будет неподсудно мировому судье, то иск подается в районный суд. При этом требования компенсировать причиненный моральный вред или взыскать неустойку (пени), как правило, не являются самостоятельными, а предъявляются совместно с требованиями о защите имущественных или неимущественных прав, поэтому их размер не включается в цену иска и не влияет на определение подсудности.
Потребитель выбирает территориальное расположение суда, в котором будет рассматриваться дело: иск может быть подан в суд того района, где
a) проживает истец;
b) зарегистрирован ответчик – юридическое лицо (или его филиал, если иск связан с его деятельностью) или ответчик – индивидуальный предприниматель;
c) заключен или должен быть исполнен договор.
Исключение составляют споры, связанные с оказанием транспортных услуг – иски в этих случаях всегда направляются в суды по месту нахождения организации-перевозчика.
При подаче иска в защиту прав потребителей истцы освобождаются от уплаты госпошлины, независимо от характера предъявляемых требований, если цена иска (размер требований имущественного характера) не превышает 1 000 000 рублей.
В договоре, нормах специального закона или подзаконных актов может быть указано, что до обращения в суд стороны обязаны попытаться преодолеть разногласия иным способом. Так, на основании положений федеральных законов перед подачей исков к транспортным компаниям по поводу перевозки грузов и к организациям, оказывающим услуги связи, необходимо предварительно направить им письменную претензию. Только в случае, если требования потребителя не были удовлетворены или остались без ответа в течение установленного срока, он может обратиться в суд.
Но даже если такой порядок не является обязательным, рекомендуется до обращения в суд направить продавцу (исполнителю работ, услуг) письменные предложения устранить нарушения и недостатки: копии переписки послужат подтверждением обоснованности исковых требований.
по теме:
Маркетинговые исследования потребителей
Усиление защиты потребителей государством
UP |