Перед сборкой проверяют точность взаиморасположения постели вкладышей коренных подшипников, что особенно важно для многоопорных валов. Проверку удобнее всего проводить по ложному валу, для чего удаляют штифты, фиксирующие положение вкладыша в ложе. Если при ремонте ограничиваются перезаливкой хорошо подогнанных вкладышей, то штифты не удаляют, а детали маркируют по месту установки. После проверки прилегания ложного вала к постели вкладышей (щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить) проверяют прилегание вкладышей к постели. Плотность прилегания вкладышей проверяют по краске (не менее 4-5 пятен в квадрате размером 25 x 25 мм). Качество прилегания вкладышей обеспечивает отвод теплоты от поверхностей трепня, предотвращает неравномерность нагрузки во время работы компрессора, которая может приводить к отслаиванию баббитовой заливки и является условием правильной укладки коленчатого вала. Подгонку производят шабрением. Проверяют выступание плоскостей разъема вкладышей над плоскостями разъема лож рамы и их крышек. При подгонке детали маркируют по месту их установки.
Рис. 104. Приспособление для измерения параллельности привалочных плоскостей
рамы и перпендикулярности оси направляющих крейцкопфа валу
1 — поворотные головки для проверки параллельности торцевых поверхностей осей вала и перпендикулярности осей; 2 — рама; 3 — ложный вал; 4 — приспособление для проверки параллельности привалочной плоскости рамы валу; 5 — приспособление для проверки перпендикулярности вала и оси направляющих крейцкопфа; 6
Подгонка поверхности подшипников к коренным шейкам валов при капитальном ремонте крупных компрессоров является трудоемкой и ответственной операцией. После установки фиксирующих штифтов и нижних вкладышей укладывают ложный вал, покрытый тонким слоем краски, ставят полные комплекты прокладок в разъеме, устанавливают верхние вкладыши, закрывают крышки и обжимают слегка гайками. Устанавливают также все детали стяжек и распорок, обеспечивающие жесткость рамы. После этого поворачивают ложный вал и по краске пришабривают поверхности вкладышей, всякий раз поджимая гайки до тех пор, пока при затяжке гаек динамометрическим ключом количество пятен в квадрате 25 X 25 не будет более 10-12. Во время пришабривания вкладышей коренных подшипников одновремено обеспечивают параллельность оси вала плоскости привалки фонаря (корпуса направляющих крейцкопфа). Непараллельность выявляют штихмассом с микрометрической индикаторной головкой, замеряя расстояния между образующей ложного вала и контрольной линейкой, уложенной на привалочную плоскость рамы, или поворотным индикаторным приспособлением, прикрепляемым к планке на привалочной плоскости. Затем в фонари запрессовывают гильзы и прикрепляют их к привалочным плоскостям рамы. Плотность прилегания проверяют щупом (щуп 0,05 мм не должен проходить).
Проверяют, перпендикулярна ли ось гильзы оси вала и привалочной плоскости фонаря и цилиндра. При проверке используют приспособление в виде вала, центрируемое в гильзе направляющих крейцкопфа и упирающегося в ложный вал, лежащий на вкладышах коренных подшипников.
После этого приступают к укладке коленчатого вала, для чего снимают крышки коренных подшипников и верхние вкладыши. Вал со смазанными краской шейками укладывают на нижние вкладыши, на торцевые поверхности кладут прокладки и закрывают верхними вкладышами и крышками. После затяжки гаек поворачивают вал и снимают крышки и верхние вкладыши. Затем вкладыши пришабривают по краске. Нижние вкладыши считаются подогнанными, если после многократного повторения проверки на краску и шабрения пятен после поворачивания вала на рабочей поверхности на дуге 60-80° останутся равномерно расположенные пятна (не менее десяти в квадрате 25 X 25 мм). Боковые зазоры замеряют щупом.
Одновременно проверяют горизонтальность укладки вала (не более 0,15 мм на 1 м длины) и биение коренных шеек вала (не более 0,12 мм).
Верхние вкладыши проверяют после подгонки нижних и укладки вала. Подгонка верхних вкладышей заключается в подборе зазора между его рабочей поверхностью и шейкой вала, необходимого для подачи масла и теплового расширения. Зазоры в толстостенных вкладышах регулируют подбором прокладок. Величина зазора приведена в инструкции на компрессор (приблизительно 0,001 диаметра вала). Определяют зазоры обжатием свинцовых проволочек.
После затяжки гаек проверяют осевые зазоры, а после разборки проводят шабровку по пятнам. После подгонки вкладышей вал снимают, тщательно прочищают и продувают воздухом смазочные каналы рамы, подшипников вала и внутреннюю полость рамы. Коренные шейки вала смазывают маслом и повторяют сборку с затяжкой гаек динамометрическим ключом.
При биении коренных шеек многоопорного вала происходит излом оси и циклические нагрузки при работе компрессора могут привести к аварии. Вал проворачивают на 360° и проверяют в двух диаметрально противоположных положениях расхождение щек каждой шатунной шейки (не более 0,02 мм).
Величина расхождения щек равна разности значений, полученных при измерениях в двух положениях вала (в одной плоскости). Место установки штихмасса кернят (см. рис. 86). При измерении расхождения щек индикаторным приспособлением для проверки правильности замера вал поворачивают в исходное положение и индикатор должен показать первоначальное значение. По измерениям расхождения щек строят диаграммы излома оси вала в горизонтальной и вертикальной плоскостях, чтобы можно было определить места шабрения вкладышей. Допустимое расхождение щек валов Р3 = 16-S1000, а после ремонта не более РР = 110S1000, где Р - расхождение щек и 5 - ход поршня, мм.
При сборке шатунно-кривошипной группы подгоняют вкладыши, проверяя по краске плотность их прилегания к шейке вала, а также прилегание стыков шатуна и крышки. Плоскости разъема вкладышей должны выступать на 0,05-0,08 мм над плоскостью разъема шатунов. Плотность прилегания торцов шатунных болтов и гаек к опорным поверхностям проверяют щупом по краске. Затем подготавливают летали сборочной единицы крейцкопфа: притирают конусные поверхности пальца, ползуны крейцкопфа пришабривают к гильзе, проверяют щупом 0,05 мм прилегание нижнего ползуна к гильзе, регулируют прокладками зазор между верхней направляющей и гильзой (0,1-0,2 мм), проверяют соосность гильзы и отверстия под шток в крейцкопфе. После этого приступают к сборке шатуна с крейцкопфом; при этом проверяют зазор в верхней головке шатуна между втулкой и пальцем, а также перпендикулярность образующей гильзы оси разъемной головки шатуна. Соединяют шатун с коленчатым валом; При этом проверяют радиальные и осевые зазоры. Радиальным зазор в подшипнике проверяют по оттиску на свинцовой проволочке диаметром 0,5 мм при полной затяжке гаек шатунных болтов динамометрическим ключом, осевой - щупом.
Проверяют соосность цилиндра и направляющих крейцкопфа, а также перпендикулярность их осей осям шеек коленчатого вала. Проверку проводят индикаторами приспособления, описанного выше (см. рис. 98), при вынутом крейцкопфе. Горизонтальность цилиндра проверяют уровнем; уклон цилиндра по отношению к направляющим допускается не более 0,1 мм на 1 м длины. Все недостатки устраняются только пришабриванием привалочных поверхностей.
До сборки сальника его корпус испытывают на прочность и плотность. При сборке проверяют осевые зазоры между кольцами в камерах и совпадение масляных каналов. После этого камеры собирают на шпильки и на прокладке устанавливают в крышку цилиндра. О правильности установки сальника, а затем и предсальника и равномерности затяжки гаек судят по результатам измерений в четырех местах величины зазоров между соответствующими прилегающими поверхностями цилиндра и фланцев.
При сборке поршней со штоками притирают торцы гайки и буртика штока к поршню. После сборки проверяют перпендикулярность оси штока торцу поршня (угольником и щупом). Затем зеркало цилиндра, поршень и шток смазывают маслом и конец штока закрывают тонкостенной втулкой со входным конусом для предотвращения повреждения колец сальника. Поверхность втулки обрабатывают по посадке d 11 и полируют. Собранный поршень заводят в цилиндр до выхода штока из сальника, снимают защитную втулку и соединяют шток с крейцкопфом.
Сборка бессальниковых компрессоров
Сборка блок-картерных компрессоров
ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ КОМПРЕССОРА ПОСЛЕ РЕМОНТА
UP |