О характере дефектов крейцкопфного узла во время работы компрессора судят на слух (появление характерного стука при ослаблении посадки пальца) и на ошупь (нагрев выше нормы при плохой смазке или сборке). При дефектации без разборки проверяют щупом плотность прилегания ползуна к нижней направляющей, величину зазора между верхним ползуном и направляющей, затяжку крепления пальца, положение штока относительно направляющих параллелей.
При разборке крейцкопфного узла для ремонта корпус, палец, детали креплений, так же как и шток, должны подвергать дефектоскопическому контролю для выявления усталостных трещин. Проверяют полноту контакта ползунов и направляющих по краске. Чем больше зона контакта, тем меньше удельное давление на направляющие и ползуны, тем меньше и равномернее их износ. При контакте менее 70 % проверяют качество сборки крейцкопфа и износ направляющих и после устранения выявленных дефектов пришабривают поверхности скольжения ползунов. Плотность прилегания заливки к ползунам проверяют обстукиванием. Сколы и выкрашивание ремонтируют наплавкой баббита, дефекты на ползунах из алюминиевого сплава - наплавкой сплава ЛЛ10В При удовлетворительном прилегании ползунов допускается его износ на одну треть слоя заливки, в крайнем случае на половину. При этом оценивают степень износа, его скорость и продолжительность межремонтного периода до перезаливки баббитовой опоры ползунов. В условиях цеха разогрев ползунов и наплавку баббита ведут с помощью газовых горелок. Обработку ползунов проводят в сборе с крейцкопфом. Задиры в царапины на рабочей поверхности ползунов выводят шабером в том случае, если они не оказывают влияния на уменьшение площади соприкосновения с направляющими. Шероховатость направляющих крейцкопфа должна быть не более Ra 1,6 мкм, ползунов - не более Ra 0,80 мкм.
Ползуны пришабривают к отремонтированным и выверенным параллелям. Нижний ползун продвигают и слегка поворачивают относительно оси направляющих поверхностей по смазанной краской нижней направляющей. Пятна краски на поверхности ползуна зачищают шабером. После этого плотность прилегания вновь проверяют по краске. Операцию продолжают до тех пор, пока суммарная площадь красочных пятен не составит трех четвертей от опорной поверхности ползуна, причем пятна краски должны располагаться на поверхности ползуна равномерно. Тщательность шабровки принято проверять но количеству пятен краски в квадрате размером 25 X 25 мм. Для хорошей подгонки нижнего ползуна в квадрате должно быть не менее шести пятен, для верхнего ползуна допускается 4- 5 пятен. Зазор между верхним ползуном н направляющей составляет 0,0005-0,001 диаметра крейцкопфа. Величину зазора в миллиметрах приводят к документации завода-изготовителя. Нижний ползун должен прилегать к направляющей плотно: щуп 0,05 мм не должен проходить между ними по периметру поверхности прилегания.
Между корпусом крейцкопфа и ползунами предусматривают металлические прокладки, которые служат для совмещения оси крейцкопфа с осью направляющих в раме компрессора; в процессе эксплуатации толщина их при очередных ремонтах увеличивается по мере износа баббитовой заливки ползунов. Рабочие поверхности ползунов обрабатывают в сборе с крейцкопфом. Допускаемые отклонения от геометрической формы (овальность, конусность, седлообразность и бочкообразность) не должны превышать 0,15 мм на 100 мм длины опорной части башмака. На краях ползунов делают скос размером 0,5 X 12 мм для создания масляного клина при его движении по направляющим. При ремонте выдерживают несоосность отверстия под шток и рабочей поверхности - в пределах допуска на диаметр крейцкопфа по квалнтету 7, перекос оси резьбы или отверстия под шток - не более 0,003 мм на 100 мм длины, неперпендикулярность опорной поверхности под гайку или упорный бурт штока к оси крейцкопфа - не более 0,02 мм на 100 мм диаметра.
Требования к изготовлению пальцев крейцкопфа такие же, как и к поршневым пальцам. При дефектации пальцев замеряют овальность и конусность. При ремонте пальцев практикуют шлифовку под ремонтные размеры (на оправке на токарном станке или на шлифовальном станке); при большой степени износа пальцы подвергают раздаче с последующей обработкой на токарном и шлифовальном станках. Восстановление первоначальных размеров возможно также путем хромирования с последующей шлифовкой. Конические части пальца крейцкопфа притирают к гнездам корпуса пастами с проверкой качества притирки на карандаш.
UP |